Методика Контрольных Вопросов (МКВ)
Тест Зон Сравнения (ZCT ), К. Бакстер
ZCT – zonecomparisontechnique – методсравнениязон.
Все тесты ZCT относятся к вкладу К. Бакстера – это 50-е и 60-е годы 20-го века.
В 1961 году К. Бакстер передал все свои наработки в Федеральное Агентство, чтобы Армия США тоже могла ими пользоваться. С тех пор эта методика практически не менялась.
Принципы ZCT:
В технике ZCT мы в обязательном порядке обсуждаем с тестируемым вопросы теста, но не сообщаем ему в каком именно порядке они будут задаваться.
Эффект сверхподавления – проверяемый больше думает о посторонней внешней проблеме, нежели о релевантном вопросе и вопросах сравнения. При этом посторонняя проблема может не вызвать вообще отклик на вопросы зон сравнения (релевантные и контрольные), но при этом вызвать сильную реакцию на соответствующий симптоматический вопрос.
Эффект сверхнапряжения – проверяемый может направить свое внимание на наиболее важный для него Релевантный вопрос на который организм человека и даст собственно реакцию, при этом он может показать низкую или вообще не показать никакой реакции на остальные Релевантные вопросы (эффект смещения психологической доминанты). Это надо учитывать при подборе вопросов сравнения – Контрольных вопросов.
Если Релевантные вопросы в тесте разные, то достаточно выявить ложь на один хотя бы на один из Релевантных вопросов теста, чтобы сделать вывод о том, что проверяемый лжет о деле в целом. Ложь не выявлена (т.е. проверяемый успешно прошел тест тогда, когда он ответил правдиво (ложь не выявлена) на все вопросы, а не на часть из них).
Структура теста:
№ пп |
Тип вопроса |
Описание |
1 |
01 |
Нейтральный |
2 |
Ж1 |
Жертвенно-релевантный |
3 |
С1 |
Симптоматический |
4 |
К1 |
Контрольный второстепенный |
5 |
Р1 |
Релевантный основной |
6 |
К2 |
Контрольный, максимально широкий |
7 |
Р2 |
Релевантный основной перефразированный |
8 |
С2 |
Симптоматический |
9 |
К3 |
Контрольный второстепенный |
10 |
З3 |
Релевантный второстепенный |
В ФедеральномZCT все Контрольные вопросы (вопросы сравнения) должны быть из одной категории с Релевантными (проверочными) вопросами и из одной категории между собой.
Исходя из Федеральных стандартов должно быть проведено 3-и предъявления минимум. В случае, если делается вывод – результат не определен, то делаем 4-е, а если нужно и 5-е предъявление.Место расположение релевантных вопросов остается неизменным во всех предъявлениях, но разрешается менять местами вопросы сравнения (контрольные).
Жертвенно-релевантный вопрос в тесте ZCT всегда на втором месте
- Стандартизированный формат
- Предполагает положительный ответ
- Направлен на снятие ориентировочной реакции
Вспомогательный Релевантный вопрос (слабый):
- Включают в себя второстепенные темы (соучастие, планирование, знание исполнителя)
- Включают в себя скорее косвенные действия, а не непосредственное преступное действие.
Правила формулировки Релевантных вопросов:
- Вопросы четкие и лаконичные.
- Не содержат юридическую и оценочно-эмоциональную лексику.
- Необходимо озвучивать оба главных вопроса.
- Не содержат прямого обвинения.
- Максимально короткие, по возможности.
Релевантный основной вопрос:
- Направлен на выявление первостепенной проблемы.
- Тест направлен на выявление непосредственного участия. Употребляйте - «Вы…..?»
- Употребляемый в вопросе глагол должен обозначать физическое действие.
- Такие вопросы предполагают отрицательный ответ.
- R5: «Верно ли предположение, что в потерпевшего выстрелили Вы?»
- R7: «Верно ли утверждение, что выстрелили в потерпевшего Вы?»
или
- R7: «Тот человек, который выстрелил в потерпевшего это Вы?»
(перефразирование)
Релевантный второстепенный:
- Вспомогательный релевантный вопрос в класcическомZCT на 10-м месте.
- Включает в себя второстепенные темы (соучастие, планирование, какое-либо знание, совершение сопутствующих действий).
- Включает в себя скорее косвенное действие, нежели непосредственное преступное воздействие напрямую (слабый – второстепенный релевантный вопрос).
- «В сговор на кражу ноутбука руководителя Вы с кем-либо вступали?»
- «Вы видели ноутбук руководителя после того, его пропажи?»
- «Вы знаете точно, хотя бы одного из тех кто похитил ноутбук руководителя?»
- «Вы планировали похитить ноутбук руководителя?»
- «В какой-либо форме, вознаграждение от кражи ноутбука руководителя, Вы получали?»
- «Вы точно знаете, где сейчас находится ноутбук руководителя?»
Контрольные вопросы:
- Вопрос Сравнения (Контрольный) в классическом тесте ZCT, всегда будет на 4-ом, 6-ом, и 9-ом месте.
- В тесте ZCT, вопросы Сравнения (Контрольные) – это всегда вопросы Вероятной лжи.
- Реакции на эти вопросы всегда сравниваются с реакциями на Релевантные (Значимые) вопросы.
- Могут меняться местами между собой в последующих предъявлениях – ротация вопросов Сравнения.
- В тестах ZCT вопросы сравнения всегда Исключающие (отделены от релевантных по времени, месту или категории)
Примеры:
- «До 2011 года, хотя бы раз вы украли что-нибудь?»
- «В возрасте до 30-и лет, Вы когда-нибудь лгали, чтобы избежать наказания?»
- «На предыдущих местах работы, вы совершали хищения имущества работодателя?»
- «До приезда в Москву, Вы когда-нибудь присваивали то, что было заведомо чужим?»
- «Будучи студентом, Вы когда-либо лгали, чтобы оправдать свои пропуски занятий?»
Действия упомянуты в вопросе сравнения, по сутидолжны соответствовать действиям, упомянутым врелевантном вопросе.
Симптоматические вопросы:
- Стандартный формат.
- Стандартный ответ на вопрос №3 – положительный, а на №8 – отрицательный.
- Вопрос нацелен на формирование доверия и на выявление степени сложившегося доверия.
- На 3-ем месте: «Верите ли Вы, что я задам только те вопросы, которые мы обсудили?» – ответ должен быть положительным.
- На 8-ом месте: «Не смотря на мое обещание, Вы боитесь, что я задам Вам вопрос, который мы с вами не обсудили?» – ответ должен быть отрицательным.
- Что если проверяемый на вопрос №3 отвечает Вам «нет»?:
- Это значит, что тестируемый Вам не доверяет, в случае если он приводит разумные доводы своего недоверия.
- Это является проявлением реакции на борьбу, в случае если тестируемый не приводит разумных доводов своего недоверия.
Работа с тестом ZCT:
Первый тест пустой – фиксация фоновых изменений.
- Второй тест - СТИМ
- Делается минимум 3-и максимум 5-ть предъявлений
- Допускается ротация Вопросов Сравнения (Контрольных вопросов).
- Ротация Релевантных (Проверочных) вопросов не допускается.
- Оценка результатов проводится по 3-х (трех) и (или) 7-и (семи) бальной системе обсчета.
Формат «YOU PHASE»
- исключаетсяRQ (ЗВ) №10 – Второстепенный Релевантный (Значимый) вопрос.
- перемещаетсяCQ (КВ) №9 – Контрольный вопрос так, чтобы он стал CQ (КВ) №8.
- перемещаютсяSQ (Симптоматический) вопрос №8 так, чтобы он стал №9
Структура ZCT – «YOUPHASE»
№ пп |
Тип вопроса |
Описание |
1 |
01 |
Нейтральный |
2 |
Ж1 |
Жертвенно-релевантный |
3 |
С1 |
Симптоматический |
4 |
К1 |
Контрольный второстепенный |
5 |
Р1 |
Релевантный основной |
6 |
К2 |
Контрольный, максимально широкий |
7 |
Р2 |
Релевантный основной перефразированный |
8 |
К3 |
Контрольный второстепенный |
9 |
С2 |
Симптоматический |