Обучение
Методичка

Экспресс-техники произвольного управления дыханием для стабилизации психоэмоционального стрессового состояния подэкспертных

Болховитина София Николаевна

Автономная некоммерческая организация

дополнительного профессионального образования

 «Академия детекции лжи», преподаватель, куратор

департамента верификации и профайлинга

sofiya.bolhovitina@mail.ru

Кузьмина Анна Сергеевна

Алтайский государственный университет,

преподаватель кафедры общей и прикладной психологии

annakuz87@yandex.ru

Аннотация. В статье представлены результаты анализа эффективности экспресс-техник произвольного управления дыханием в целях понижения уровня психоэмоционального стресса; Ключевые слова: психоэмоциональный стресс, полиграф, управление дыханием, психофизиологические параметры организма человека.

Актуальность темы распространяется на довольно обширную целевую аудиторию, на каждого специалиста и эксперта, кто, так или иначе, сталкивается с лицами, испытывающими острый психоэмоциональный стресс, связанный с прохождением процедуры тестирования с использованием полиграфа. Стрессовое состояние подэкспертного очень мешает специалисту безукоризненно выполнить свою работу, требуется проведение различных мероприятий, направленных на коррекцию подобного состояния, зачастую, требующих значительных энергетических и временных затрат. Предположим, что необходимы, так называемые, экспресс-методы, которые за короткий промежуток времени снимут или ослабят негативное влияние на состояние человека стрессовых факторов. Таковые имеются, о них и пойдет речь в данной статье.

В медицине, физиологии, психологии стресс принято дифференцировать как эустресс и дистресс , если эустресс понимается как несильный, даже конструктивный стресс, то дистресс понимается как деструктивный стресс. В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный). В данной работе, говоря о стрессе, мы будем по умолчанию подразумевать психоэмоциональный стресс. Любому читателю привычнее употребление обиходного термина – «стресс», и воспринимается этот термин именно в «удобном» нам контексте. В современном мире чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Изучая механизмы адаптации организма к возмущающим факторам, нельзя не коснуться ставших классическими работ У. Кеннона, И. П. Павлова, Л. А. Орбели, Э. Геллгорна, П. В. Симонова и других ученых, отметивших важнейшую роль нервной системы в формировании адаптивных реакций организма в условиях стресса. Особенности стресса изучены через различные научные призмы у иностранных ученых (М.Фридман, Р.Роземан, Г.Э. Шварц, J.W.Pennebaker, S.Quelette, Г.Ф. Соломон, Д. Мак-Клелланд, А.Люкс, П. Линвилл, Д.Кабат-С и другие).

Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование психологический стресс [1].

Р. Лазарус и Р. Ланьер в своих работах определяли его как реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже это определение было уточнено: психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию.

Помимо термина «психологический стресс» в литературе также применяется термин «эмоциональный стресс» и «психоэмоциональный стресс» (К.В. Судаков, П.Е. Умрюхин). Различные исследователи (социологи, психологи, физиологи, психиатры) вкладывают свой смысл в этот термин, что, конечно же, затрудняет создание единой концепции психоэмоционального стресса. Некоторые исследователи отмечают, что возникновение данного термина подчеркивает неразрывную связь стресса и эмоций и даже примат эмоций в комплексной реакции [2].

В содержание этого термина включаются как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека [2].

Актуальность исследований по изучению механизмов и последствий эмоционального стресса подчеркивается практически всеми ведущими специалистами, работающими в этой области, независимо от научного направления (психиатрами, психологами, физиологами).

В одной из монографий, посвященных индивидуальной устойчивости к стрессу, К. В. Судаков отмечал, что «на основе эмоциональных стрессов формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сер?дечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефицита, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания».

По оценкам некоторых западных экспертов 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы/ Основными причинами возникновения этих нарушений становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные производственные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию сформировавшихся в процессе эволюции механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т. п. В последнее время показано, что эмоциональные проблемы являются наиболее важной причиной потери трудоспособности по сравнению с физическими проблемами/

Психологический стресс, в работах Р. Лазаруса, Р. Ланьер, буквально определён как реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Позже предложенная классификация была уточнена, как в отношении определения самого понятия, так и выделения его разновидностей. Психологический стресс стал интерпретироваться не только как реакция, но как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью, исходя из её ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации. В соответствии с современными подходами к пониманию видов стресса психологический стресс в свою очередь можно разделить на эмоциональный, информационный, организационный. По мнению К.В. Судакова эмоциональный стресс - состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей. Данным термином зачастую обозначают состояния, находящиеся в пределах физиологических и психологических границ психоэмоционального напряжения. Нередко с ним связывают и состояния, развивающиеся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения, состояние на грани патологии, психической дезадаптации.. В целом, содержание термина «эмоциональный стресс» включает в себя как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе.

Психическое и соматическое так сильно переплетены между собой, что не может быть психического феномена без последующего соматического, и наоборот, не существует соматического явления без психологического. Стрессовая реакция представляет собой концентрированную сущность взаимоотношения психики и тела /

Стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья». Медики и психологи бросились изучать стресс и искать эффективные методы борьбы с ним и его пагубными последствиями. Среди множества «инструментов» такой борьбы довольно большой авторитет заработали дыхательные техники, так как очевидно, что воздействуя на один психофизиологический процесс, мы воздействуем на работу всего организма. А что может быть проще и быстрее, чем произвольное изменение дыхания?

С точки зрения современной науки о жизнедеятельности целостного организма – физиологии – дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа.

Давно установлено, что деятельность дыхательного центра зависит от состава крови, поступающей в мозг по общим сонным артериям. Эта деятельность, определяющая частоту и глубину дыхания, зависит, прежде всего, от концентрации растворенных в крови газов, и водородных ионов (то есть кислотно-щелочного равновесия pH). Многочисленными экспериментами доказано, что ведущее значение в определении интенсивности вентиляции легких имеет концентрация углекислого газа в артериальной крови: именно количество растворенного углекислого газа «создает запрос» на нужную величину вентиляции легких. Понятно, что это безусловный рефлекс, а не сознательно выраженная привычка. Хотя дыхание – это безусловная рефлекторная функция организма, вмешиваться в его ритм, прикладывая сознательные усилия, можно и нужно.

Существует бесчисленное количество дыхательных техник, стабилизирующих функциональное состояние человека в условиях стресса и не только (метод профессора Бутейко, Бодифлекс, Паранаяма, Цигун, Кацузо Ниши, эндогенное дыхание и многие другие). Большинство из них доказали свою эффективность либо субъективной оценкой целевой аудитории, либо аргументированными показаниями авторитетных специалистов. До настоящего времени в анналах науки не замечено фактов комплексного, многостороннего исследования влияния управляемого дыхания на основные психофизиологические параметры организма человека в условиях психоэмоционального стресса. Проанализировав большинство наиболее известных техник, мы отдаем предпочтение трем из них, а именно: «Рыдающему дыханию» Ю.Г. Вилунаса , парадоксальной гимнастике А.Н. Стрельниковой (в частности упражнению «гарью пахнет»), «очищающему дыханию йогов», описанному в книге Рамачараки, (результаты выполнения описал Т.Бернар, 2005).

Нам известно, что полиграф измеряет основные психофизиологические показатели организма (дыхание диафрагмальное, дыхание легочное, кровенаполняемость периферических сосудов, электропроводимость кожных покровов) при помощи медико-биологического прибора – компьютерного полиграфа. Измерение психофизиологических показателей производится датчиками дыхания в области груди (далее – ВДХ) и диафрагмы (далее – НДХ), кожно-гальванической реакции (далее – КГР), фотоплетизмограммы (далее – ФПГ). Данный медико-биологический прибор помог наглядно отследить эффективность предпочитаемых авторами дыхательных техник.

В данном случае стрессовыми условиями вступает сама по себе необходимость проверки на полиграфе, где стрессогенность характеризуется новизной и опасностью (свидетельствование против себя, страх ложного обвинения) обстановки, что, в свою очередь, провоцирует включение адаптационных моделей поведения и механизмов защиты.

Все, рекомендуемые авторами, дыхательные техники были апробированы на 30 подэкспертных, каждая на десяти лицах, участвующих в процедуре тестирования с использованием полиграфа. Все указанные параметры организма человека измерялись дважды – до применения дыхательной техники и спустя 3 минуты. Поскольку для наиболее точной и надежной оценки эффективности используемых техник необходима самостоятельная оценка собственного состояния человеком, исследуемые будут подвергнуты психодиагностике при помощи тестового опросника, диагностирующего общее самочувствие подэкспертного (Шкала оценки субъективной комфортности А.Б. Леоновой). Тестирование проведено до и после применения дыхательной техники.

В ходе психофизиологической регистрации и использования шкалы оценки субъективной комфортности, были обнаружены изменения в субъективной картине психофизиологического реагирования в виде стабилизации основных психофизиологических параметров организма человека (ВДХ, НДХ, ФПГ, КГР, АД), а также изменения индекса субъективной комфортности в сторону более высокого уровня субъективного комфорта и улучшения общего самочувствия. А также, словестно, улучшение самочувствия отметили 100% обследуемых.

Так, опытным путем, была подтверждена эффективность использования техник произвольного управления дыханием для снижения психоэмоционального стрессового состояния подэкспертных.

Список литературы:

  1. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме/ Г. Селье. - М.:Медгиз, 1960. — 255 с
  2. Судаков К.В. Системные основы эмоционального стресса / К.В. Судаков, П.Е. Умрюхин. — М.: ГЭОТАР Медиа, 2010. — 112 с.

Хотите мы вам перезвоним?

Наверх