Обучение
Методичка

Экспертный метод детекции идеальной следовой информации путем ретроспективной диагностики динамики психоэмоционального статуса личности.

Автор: эксперт психолог, полиграфолог,

директор «Экспертного бюро судебной психофизиологии

и поведенческого анализа»,

руководитель департамента судебных экспертиз

в АНО ДПО «Академия Детекции Лжи»

к.п.н. Макаренко Ирина Александровна

Как постулирует криминалистика, идеальные следы преступления есть криминалистически значимая (уголовно-релевантная) информация, воспринятая и запечатленная человеком в виде мысленных (памятных) образов, которая может быть им воспроизведена в вербальной (т.е. словесной) или иной форме, либо извлечена из его памяти средствами, допустимыми для использования в уголовном судопроизводстве.

Отражение каких-либо событий в живой природе происходит в сознании и памяти людей в виде мысленных образов этого события, обстоятельств, при которых оно происходило, субъективных переживаний, ощущений, т.е. является разновидностью «отпечатков» событий прошлого, хранящихся в памяти человека в мысленной (образной) форме, а не в предметной (вещественной).

Материализация идеальных следов происходит, как правило, в процессе беседы с использованием вербальных (речевых) и (или) визуальных и (или) звуковых средств общения и т.д. В основе данного феномена лежит следующее: события (явления, предметы, объекты) внешнего мира воспринимаются человеком различными органами чувств и запечатлеваются в его памяти в виде тех или иных образов, вне зависимости от того, через какой анализатор они были восприняты. Воспринятая информация в результате деятельности различных структур головного мозга трансформируется в совокупную активность множества нейронов, которые образуют нейрональный след того или иного события в виде энграммы (т.е. следа памяти, сформированного в результате получения какой-то информации). Это нейрофизиологическое отражение конкретного внешнего события предстает в сознании человека как образ данного события. В последующем, при извлечении информации из памяти, можно полагать, что человек «считывает» образ из памяти, воссоздавая его с помощью устной или письменной речи, либо поведенческой модели. В отношении энграмм эмоциональной памяти «считывание» из памяти образа рентного события, сопряженного с яркой аффектацией, подчиненно идентичной модели мнестического извлечения.

Следует отдельно отметить, что для психологов и полиграфологов определенную трудность составляет поиск валидных и надежных методов исследования мнестического комплекса обследуемого лица.

Полиграф как самостоятельный класс исследования и многие методы внеинструментальной детекции, т.н. методы верификации, лишены категоричной методологической четкости и, как правило, не дают эксперту возможности полностью исключить эффективное противодействие проводимому освидетельствованию, хорошо подготовленную легендированную ложь, или же имеют непреодолимые границы применения - противопоказания к процедуре детекции. Так, например для лиц старческого возраста, детей и предпубертатных подростков, для лиц с широким спектром вненормативных психических характеристик специальное психофизиологическое исследование с использованием полиграфа объективно невозможно, а применение методов верификации требуют специальных познаний верификатора как минимум в области клинической психологии, детской психологии, герантопсихологии и т.д.

В этой связи актуальным является проблема разработки методов верификационной диагностики, минимизирующих возможность осознанного воздействия как путем противодействия, так и путем реализации намеренной лжи или утаивания рентной информации со стороны обследуемого лица.

Автором в сотрудничестве с практикующими специалистами АНО «Академия Детекции Лжи» была модифицирована проективная методика опосредованной ретроспективной диагностики психического состояния1, разработанная С.С. Шипшиным 2 с целью метрического сопоставления заявляемых как субъективно переживаемые эмоциональных состояний с реальной динамикой психоэмоционального статуса личности путем ретроспективной верификации.

Данный метод внеинструментальной верификации апробирован в более чем тысячи освидетельствований, в том числе и в практике производства судебных экспертиз, принятых судами как доказательства по уголовным делам.

Следует отдельно указать, что особенностью судебно-экспертного исследования, отличающего его от других видов научного исследования, помимо правовой регламентации является его ретроспективный характер. Иными словами, на основании изучения имеющихся объектов (следов, фрагментов, деталей) реконструируется «целое»; при этом, «целое» органично включенное и неразрывно связанное с тем событием, которое расследуется правоохранительными органами. Любой вид психологической экспертизы, в отношении лица любого процессуального статуса представляет собой установление факта психической жизни субъекта в момент исследуемых событий на основе изучения его психической деятельности в момент проведения обследования, всестороннего анализа криминальной ситуации, проведения в ней субъекта в определенный период времени. Соответственно, всегда в какой-то степени речь идет о психическом состоянии 3.

Таким образом, и при детекции валидности показаний для лиц с различным процессуальным статусом психическое состояние субъекта обследования должно являться одним из центральных объектов психологической экспертизы.

Предлагаемый автором экспертный метод детекции идеальной следовой информации путем ретроспективной диагностики динамики психоэмоционального статуса личности(модификация методики ОРДПС С.С. Шипшина) включает в себя несколько диагностических этапов, пролангированно включенных в экспертное освидетельствование:

На первом этапе диагностики, как правило в рамках верифицирующей экспертной беседы, одним из исследовательских тематических блоков является выяснение в свободной диалогической форме с субъектом эмоциональных переживаний и состояний в интересующий специалиста период. Важно, что данная тема не должна выделяться как отдельная экспертная задача, а должна быть органично вписана в контекст рентной беседы.

На втором этапе диагностики в рамках классического психодиагностического исследования батареей стандартизированных и проективных тестов обследуемому лицу предлагается с помощью изображений восьми цветных карточек из стимульного материала ТВЦ М. Люшера оценить определенный перечень эмоций, переживаний и состояний, отражающих эмоциональный спектр основных модальных эмоций и аффектов путем ранжирования всех восьми эталонов в отношении каждой категории из предложенного специалистом перечня. Полученные ранжировки рассматриваются как «эталонные аффекты» цветоассоциативных бессознательных представлений о тех или иных эмоциях, состояниях и переживаниях. Спектр определяется специалистом, обычно предъявляется набор из 9-22 эмоций и состояний, в перечень включаются и те эмоции и переживания, которые отмечал обследуемый в интересующий специалиста период.

Для удобства пользования стоит ориентироваться на классическую таблицу распределения модальных аффектов:

Наряду с модальными аффективными кластерами рекомендовано включать следующие специфические аффекты: готовность действовать, пассивность, прилив сил, усталость, слабость, чувство силы и энергии, апатия, непреодолимое возбуждение (мания), а также некоторые классические конструкции SPAFF (кодовая система specific affect - специфического аффекта): привязанность, энтузиазм, интерес, согласие, гнев, воинственность, презрение, критика, защитная реакция, властвование, напряженность, угрозы, плачь.

Инструкция к обследуемому может звучать следующим образом: «Вам доводилось хоть раз испытывать что такое (предложенный аффект), сейчас с помощью этих цветов, без слов, покажите мне какой он для вас. Пожалуйста, выбирайте цвета, похожие на (предложенный аффект) до конца».

На третьем этапе диагностики после завершения всех диагностических блоков верифицирующей экспертной беседы, специалист вычленяет стадии развития исследуемой ситуации. Стадий должно быть не менее трех - в классической минимальной схеме это «предкриминальный уровень», «криминальный уровень», «посткриминальный уровень».

На четвертом этапе диагностики специалист просит обследуемое лицо проранжировать свое состояние, отмечавшееся у него на каждой выделенной на третьем этапе диагностики стадии развития рентной ситуации. Соответственно, первый цвет бессознательно максимально отражает психоэмоциональное состояние, ассоциируется с ним. Затем обследуемый подбирает второй цвет, третий и так далее. Такая процедура проводится в отношении состояния субъекта на каждой стадии развития ситуации. Таким образом, получаются цветоассоциативные ряды, отражающие динамику психического состояния.

На пятом этапе диагностики проводится сопоставление цветоассоциативного ряда, соответствующего состоянию обследуемого лица на определенной стадии развития исследуемой ситуации, с «эталонными» рядами аффектов. Для этого используется количественная оценка статистического изучения связей между явлениями непараметрического метода по формуле вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Практический расчет коэффициента ранговой корреляции включает следующие этапы:

1) Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию (или убыванию).

2) Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений.

3) Возвести в квадрат каждую разность и суммировать полученные результаты.

4) Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле:

где 


- сумма квадратов разностей рангов;

- число парных наблюдений - в данном случае = 8 (число рангов, соответствующих основному набору ТВЦ).

Данная процедура проводится применительно к каждой стадии развития исследуемой ситуации.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи. Учитываются как положительные, так и отрицательные коэффициенты корреляции. При анализе каждого параметра состояния в динамике, на разных стадиях развития исследуемой ситуации, значения коэффициента корреляции будут различны, что может являться показателем усиления или ослабления влияния каждой составляющей «эмоционального спектра» состояния человека, что определяет специфику состояния на каждой конкретной стадии.

На шестом этапе диагностики проводится метрический сравнительный анализ сопоставимости психоэмоционального статуса по трем векторам:

  • Первый вектор - вектор аутентичности психофизиологической конгруэнтности ретроспективной динамики реальных аффектов;
  • Второй вектор - вектор единства заявленных эмоциональных переживаний выявленной ретроспективной динамики реальный аффектов;
  • Третий вектор - вектор психофизиологической типичности ретроспективной динамики реальных аффектов специфическому нормативному разбросу физиологии функционирования высших психический функций человека.

Первый вектор дает ответ на вопрос о наличии либо отсутствии противодействия тестированию и исключает вероятность ошибочной интерпретации.

Второй вектор дает ответ на вопрос о достоверности показаний обследуемого лица относительно наличия у него эмоциональных энграмм памяти, о которых он сообщает.

Третий вектор дополнителен и в целевом назначении повышает надежность выводов по второму вектору, так как соотносит эмоциональные энраммы памяти с типичными психоэмоциональными профилями психически здоровых лиц в известных объективных условиях.

Дополнительно следует отметить, что валидность и надежность экспертного метода детекции идеальной следовой информации путем ретроспективной диагностики динамики психоэмоционального статуса личности определенна высокой степенью защиты, поскольку сама процедура выявления психоэмоциональный «эталонных аффектов» на разных стадиях развития исследуемой ситуации ведется в параллельном направлении, а конечный результат не вытекает непосредственно из полученных данных, а вычисляется с помощью математических методов. Во-вторых, проективный и невербальный характер метода позволяет исследовать глубинные уровни эмоциональных отношений испытуемого к анализируемым событиям, а также работать с подэкспертными различного возрастного, социального, образовательного и культурного уровня. В-третьих, данный метод защищен от намеренной фальсификации, так как тот или иной результат объективно невозможно симулировать -психофизиологически невозможно удерживать в памяти восьмичисловые ряды, ранжированные не менее чем в 9 эталонах и в соотнесении с не менее чем тремя уровнями ситуации.

Бесспорно данный метод целесообразно проводить в совокупности с иными надежными методами контактной верификации, однако это уже тема другой статьи.

По данному методологическому подходу на базе АНО ДПО «Академия Детекции Лжи» проводятся специализированные обучающие программы с выдачей соответствующих документов о прохождении КПК с правом ведения профессиональной деятельности по использованию класса методов (включая описанный в настоящей статье) детекции идеальной следовой информации путем ретроспективной диагностики динамики психоэмоционального статуса личности.

С Уважением,

коллектив АНО ДПО «Академия Детекции Лжи»

1 Согласно Левитову Н.Д. «психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности и поведения за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности».

2 Шипшин С.С. Ретроспективная диагностика психического состояния человека// Методы психологии: Материалы II Всерос. науч. конф. по психологии РПО. – Ростов-на-Дону, 1997 – С.281-283

3 Шипшин С.С. Ретроспективная диагностика психического состояния в судебно-психологической экспертизе. Методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2000

Хотите мы вам перезвоним?

Наверх