Обучение
Методичка

Методика Контрольных Вопросов (МКВ)

Тест Зон Сравнения (ZCT ), К. Бакстер

 

ZCT – zonecomparisontechnique – методсравнениязон.

Все тесты ZCT относятся к вкладу К. Бакстера – это 50-е и 60-е годы 20-го века.

В 1961 году К. Бакстер передал все свои наработки в Федеральное Агентство, чтобы Армия США тоже могла ими пользоваться. С тех пор эта методика практически не менялась.

 

Принципы ZCT:

В технике ZCT мы в обязательном порядке обсуждаем с тестируемым вопросы теста, но не сообщаем ему в каком именно порядке они будут задаваться.

Эффект сверхподавления – проверяемый больше думает о посторонней внешней проблеме, нежели о релевантном вопросе и вопросах сравнения. При этом посторонняя проблема может не вызвать вообще отклик на вопросы зон сравнения (релевантные и контрольные), но при этом вызвать сильную реакцию на соответствующий симптоматический вопрос.

Эффект сверхнапряжения – проверяемый может направить свое внимание на наиболее важный для него Релевантный вопрос на который организм человека и даст собственно реакцию, при этом он может показать низкую или вообще не показать никакой реакции на остальные Релевантные вопросы (эффект смещения психологической доминанты). Это надо учитывать при подборе вопросов сравнения – Контрольных вопросов.

Если Релевантные вопросы в тесте разные, то достаточно выявить ложь на один хотя бы на один из Релевантных вопросов теста, чтобы сделать вывод о том, что проверяемый лжет о деле в целом. Ложь не выявлена (т.е. проверяемый успешно прошел тест тогда, когда он ответил правдиво (ложь не выявлена) на все вопросы, а не на часть из них).

Структура теста:

 

№ пп

Тип вопроса

Описание

1

01

Нейтральный

2

Ж1

Жертвенно-релевантный

3

С1

Симптоматический

4

К1

Контрольный второстепенный

5

Р1

Релевантный основной

6

К2

Контрольный, максимально широкий

7

Р2

Релевантный основной

перефразированный

8

С2

Симптоматический

9

К3

Контрольный второстепенный

10

З3

Релевантный второстепенный

 

В ФедеральномZCT все Контрольные вопросы (вопросы сравнения) должны быть из одной категории с Релевантными (проверочными) вопросами и из одной категории между собой.

Исходя из Федеральных стандартов должно быть проведено 3-и предъявления минимум. В случае, если делается вывод – результат не определен, то делаем 4-е, а если нужно и 5-е предъявление.Место расположение релевантных вопросов остается неизменным во всех предъявлениях, но разрешается менять местами вопросы сравнения (контрольные).

 

Жертвенно-релевантный вопрос в тесте ZCT всегда на втором месте 

  • Стандартизированный формат
  • Предполагает положительный ответ
  • Направлен на снятие ориентировочной реакции

 

Вспомогательный Релевантный вопрос (слабый):

  • Включают в себя второстепенные темы (соучастие, планирование, знание исполнителя)
  • Включают в себя скорее косвенные действия, а не непосредственное преступное действие.

 

Правила формулировки Релевантных вопросов:

  • Вопросы четкие и лаконичные.
  • Не содержат юридическую и оценочно-эмоциональную лексику.
  • Необходимо озвучивать оба главных вопроса.
  • Не содержат прямого обвинения.
  • Максимально короткие, по возможности.

 

Релевантный основной вопрос:

 

  • Направлен на выявление первостепенной проблемы.
  • Тест направлен на выявление непосредственного участия. Употребляйте  - «Вы…..?»
  • Употребляемый в вопросе глагол должен обозначать физическое действие.
  • Такие вопросы предполагают отрицательный ответ.
  • R5: «Верно ли предположение, что в потерпевшего выстрелили Вы?»
  • R7: «Верно ли утверждение, что выстрелили в потерпевшего Вы?»

или

  • R7: «Тот человек, который выстрелил в потерпевшего это Вы?»

(перефразирование)

 

Релевантный второстепенный:

  • Вспомогательный релевантный вопрос в класcическомZCT на 10-м месте.
  • Включает в себя второстепенные темы (соучастие, планирование, какое-либо знание, совершение сопутствующих действий).
  • Включает в себя скорее косвенное действие, нежели непосредственное преступное воздействие напрямую (слабый – второстепенный релевантный вопрос).
  • «В сговор на кражу ноутбука руководителя Вы с кем-либо вступали?»
  • «Вы видели ноутбук руководителя после того, его пропажи?»
  • «Вы знаете точно, хотя бы одного из тех кто похитил ноутбук руководителя?»
  • «Вы планировали похитить ноутбук руководителя?»
  • «В какой-либо форме, вознаграждение от кражи ноутбука руководителя, Вы получали?»
  • «Вы точно знаете, где сейчас находится ноутбук руководителя?»

 

 

Контрольные вопросы:

  • Вопрос Сравнения (Контрольный) в классическом тесте ZCT, всегда будет на 4-ом, 6-ом, и 9-ом месте.
  • В тесте ZCT, вопросы Сравнения (Контрольные) – это всегда вопросы Вероятной лжи.
  • Реакции на эти вопросы всегда сравниваются с реакциями на Релевантные (Значимые) вопросы.
  • Могут меняться местами между собой в последующих предъявлениях – ротация вопросов Сравнения.
  • В тестах ZCT вопросы сравнения всегда Исключающие (отделены от релевантных по времени, месту или категории)

 

Примеры:

  • «До 2011 года, хотя бы раз вы украли что-нибудь?»
  • «В возрасте до 30-и лет, Вы когда-нибудь лгали, чтобы избежать наказания?»
  • «На предыдущих местах работы, вы совершали хищения  имущества работодателя?»
  • «До приезда в Москву, Вы когда-нибудь присваивали то, что было заведомо чужим?»
  • «Будучи студентом, Вы когда-либо лгали, чтобы оправдать свои пропуски занятий?»

 

Действия упомянуты в вопросе сравнения, по сутидолжны соответствовать действиям, упомянутым врелевантном вопросе.

 

Симптоматические вопросы:

  • Стандартный формат.
  • Стандартный ответ на вопрос №3 – положительный, а на №8 – отрицательный.
  • Вопрос нацелен на формирование доверия и на выявление степени сложившегося доверия.
  • На 3-ем месте: «Верите ли Вы, что я задам только те вопросы, которые мы обсудили?» – ответ должен быть положительным.
  • На 8-ом месте: «Не смотря на мое обещание, Вы боитесь, что я задам Вам вопрос, который мы с вами не обсудили?» – ответ  должен быть отрицательным.
  • Что если проверяемый на вопрос №3 отвечает Вам «нет»?:
  • Это значит, что тестируемый  Вам не доверяет, в случае если он приводит разумные доводы своего недоверия.
  • Это является проявлением реакции на борьбу, в случае если тестируемый не приводит разумных доводов своего недоверия.

 

Работа с тестом ZCT:

 Первый тест пустой – фиксация фоновых изменений.

  • Второй тест  - СТИМ
  • Делается минимум 3-и максимум 5-ть предъявлений
  • Допускается ротация Вопросов Сравнения (Контрольных  вопросов).
  • Ротация Релевантных (Проверочных) вопросов не допускается.
  • Оценка результатов проводится по 3-х (трех) и (или) 7-и (семи) бальной системе обсчета. 

 

 

Формат «YOU PHASE»

  • исключаетсяRQ (ЗВ) №10 – Второстепенный Релевантный (Значимый) вопрос.
  • перемещаетсяCQ (КВ) №9 – Контрольный вопрос так, чтобы он стал CQ (КВ) №8.
  • перемещаютсяSQ (Симптоматический) вопрос №8 так, чтобы он стал №9

 

Структура ZCT – «YOUPHASE»

 

№ пп

Тип вопроса

Описание

1

01

Нейтральный

2

Ж1

Жертвенно-релевантный

3

С1

Симптоматический

4

К1

Контрольный второстепенный

5

Р1

Релевантный основной

6

К2

Контрольный, максимально широкий

7

Р2

Релевантный основной

перефразированный

8

К3

Контрольный второстепенный

9

С2

Симптоматический

Хотите мы вам перезвоним?

Наверх